Башенные краны с оголовком и без

Основной конструктивной отличительной особенностью башенных кранов является наличие или отсутствие оголовка.

Изначально, все башенные краны производились с оголовком, удерживающим посредством вантов стрелу и консоль крана. В дальнейшем, с развитием научно-технического прогресса, внедрением новых технологий, появлением легированных марок сталей и новейших конструкторских разработок, краностроительные заводы начали производство безоголовочных кранов.

Визуально отличить кран с оголовком от безоголовочного можно очень легко: у безоголовочного крана отсутствует оголовок (шпиль) с вантами, удерживающими стрелу и консоль и перераспределяющий нагрузку на башню.

Несомненно, краны без оголовка превосходят по многим показателям краны с оголовком и обладают перед теми рядом преимуществ:

1. Удобство и скорость монтажа. Достигается за счет меньшего количества операций, выполняемых при выполнении работ по монтажу за счет отсутствия необходимости монтажа оголовка, крепления вантов. Как правило, у безоголовочных кранов кабина интегрирована с поворотным узлом, а стрела и контрстрела не требует установки вантов для ее сочленения с оголовком, что позволяет уменьшить количество подъемов автомобильным краном при монтаже.

2. Стрела крана с оголовком обязательно собирается на всю проектную длину на земле, и в дальнейшем, при помощи автомобильного крана поднимается наверх и крепится к башне и оголовку. В современных реалиях большинство строительных объектов в городской черте относятся к категории объектов со стесненными условиями строительства, на которых не всегда достаточно места для того, чтоб собрать стрелу крана длиной около 60м. в непосредственной близости от места монтажа башенного крана, да еще и расположить поблизости монтажный кран большой грузоподъёмности.

Для кранов без оголовка стесненные строительные площадки не являются препятствием ввиду того, что из-за отсутствия удерживающих стрелу вантов и строго определенных мест их крепления, стрела безоголовочного крана может навешиваться на кран и сниматься с крана частями. Благодаря этой возможности можно обойти (исправить) ошибки проектировщиков, выявляющиеся лишь при демонтаже крана, когда длинная стрела в демонтажном положении ложится на здание, либо задевает балконы. В этом случае можно снять часть элементы стрелы (например секцию стрелы 5 метров) и спокойно опустить кран до минимальной высоты, указанной в проекте на демонтаж крана, или при монтаже крана можно монтировать башенный кран с «колес», что особенно актуально при строительстве зданий и сооружений в старых застроенных районах города.

3. Необходимость использования автомобильного крана меньшей грузоподъёмности и длины стрелы, по сравнению с оголовочными кранами, из-за больших размеров оголовка, высоты его установки на башню крана и его веса.

4. Использование безоголовоных кранов приводит к удешевлению стоимости монтажа (из-за отсутствия необходимости монтажа крана на большую высоту, уменьшению времени монтажа и времени использования автомобильного крана), удешевлению стоимости доставки крана на строительный объект, так как безоголовоные башенные краны имеют меньше секций и комплектующих, снижению стоимости изготовления бетонного основания под кран (при расчете габаритов фундаментной плиты учитывается вес крана, а общий вес безоголовочного крана меньше, чем оголовочного крана с теми же параметрами).

5. При совместной работе двух и более башенных кранов в непосредственной близости друг от друга для предотвращения вероятности контакта стрел крана между собой, или удара стрелы одного крана о башню другого крана, башенные краны необходимо разводить между собой по горизонтали и вертикали (высоте), т.е. стрела одного крана должна ходить над более низким краном. За счет отсутствия оголовка и вантов, безоголовочные башенные краны можно разводить между собой на минимальную высоту 3-5 метров. При совместной работе кранов, оснащенных оголовками, минимальная разница по высоте кранов может составлять 10-12 метров (в зависимости от длины оголовка и расстояния между кранами. В отдельных случаях, при стесненной застройке, где используется более 3-х кранов, применение оголовочных кранов становится невозможным, так как становится технически невозможным разведение стрел кранов между собой по высоте.

Таким образом, становится очевидным, что краны без оголовка являются более современными, технологичными удобными башенными кранами по сравнению с оголовочными кранами и все большее количество строителей отдают им предпочтение при выборе кранов для работы на своих строительных объектах. Одним из самых популярных башенных безоголовочных кранов является POTAIN MDT 178.