Смазочные материалы и смазывание башенных кранов

Во всех механизмах, блочных узлах и шарнирных соединениях башенных кранов вращающиеся валы и оси опираются на подшипники качения или скольжения. Во время вращения при непосредственном «контакте» между трущимися поверхностями вала и подшипника образуются силы трения, которые приводят к повышению температуры обеих деталей и их заеданию. Чтобы уменьшить трение, а следовательно, нагрев и износ, трущиеся поверхности смазывают. Масло прилипает к деталям и, разъединяя трущиеся поверхности, заменяет сухое трение металла о металл трением внутри масляного слоя. При этом коэффициент трения снижается, улучшаются и облегчаются условия работы деталей.

Сущность гидродинамической смазки состоит в следующем. Между вращающимся валом и неподвижным подшипником образуется зазор, предусмотренный допусками на изготовление. В зазор попадает жидкий смазочный материал (масло). При вращении вала в клиновидный зазор затягивается масло, прилипшее к движущейся поверхности вала. В нижней части зазора образуется масляный клин, в котором масло находится под большим давлением, достаточным для уравновешивания нагрузки от вала. Таким образом образуется масляная подушка, которая разделяет трущиеся поверхности слоем масла и трение становится жидкостным. При этом вал как бы всплывает над поверхностью подшипника и при вращении трущиеся поверхности почти не соприкасаются. Одновременно масло, которое находится в постоянном движении, интенсивно отводит теплоту от трущихся поверхностей.

Для нормальной работы механизмов необходимо, чтобы смазочный материал своевременно поступал к трущимся поверхностям и они не работали без смазки. При работе без смазки силы трения возрастают в 10—15 раз, что приводит к повышенным нагрузкам на подшипники, форсированному износу и быстрому выходу из строя всего механизма (отказу).

Смазочный материал подбирают разработчики конструкций, исходя из особенности работы механизма и свойств смазочных материалов: вязкости (внутреннее трение), маслянистости (липкость), температуры застывания и каплепадения, водостойкости. На кранах применяют два вида смазочных материалов: жидкие — смазочные масла и мазеподобные — пластичные смазочные материалы. Как правило, все редукторы механизмов крана смазываются жидкими маслами, подшипники, расположенные на металлоконструкциях и вне редукторов — пластичными.

Смазывание подшипников на металлоконструкциях крана. Подшипники (блоков, осей, роликов и прочих вращающихся деталей) смазывают пластичным смазочным материалом, который заполняет свободное пространство в подшипнике между шариками (роликами), сепараторами и обоймами и на одну треть полости подшипниковых щитов. Камеры нельзя заполнять целиком, так как это вызовет повышенный нагрев подшипника и смазочный материал будет вытекать и разлагаться.

Смазывание электрооборудования. В крановых электродвигателях шариковые подшипники смазывают пластичным смазочным материалом не реже одного раза в два года. Предварительно снимают крышку, подшипник промывают для удаления старого материала. Подшипники контроллеров, командоконтроллеров, концевых выключателей промывают и смазывают при капитальном ремонте. Подшипники контакторов смазывают графитной смазкой при профилактических ремонтах крана, но не реже одного раза в два месяца.

Шарнирные соединения тормозных электромагнитов и конечных выключателей смазывают при периодических осмотрах; шарнирные соединения с встроенными масленками — с помощью шприца, остальные — жидким маслом. Для этого очищают шарнирное соединение от пыли и грязи и масленкой подают на него несколько капель масла, а затем вручную провертывают шарнир для равномерного распределения масла по всей поверхности.

Смазывание канатов. Канаты смазывают при их изготовлении на заводе, смазочный материал подают внутрь свиваемых прядей. В процессе эксплуатации смазочный материал постепенно выдавливается из каната, стирается, окисляется и засоряется, поэтому канат периодически смазывают для продления его срока службы.

Краны смазывают в соответствии с картой и схемой смазывания, которые приводятся в технической инструкции по обслуживанию.

Карты представляют собой таблицы, в которых указываются места смазывания, периодичность, способ смазывания и типы применяемых смазок.