Как собирают башенный кран

При многоэтажном строительстве привлекаются высокие и мощные подъемные механизмы — башенные краны. Они без проблем осуществляют подъем тяжеловесных плит, железобетонных балок и иных массивных строительных элементов, массу которых измеряют тоннами.

Башенные краны являются сложной и габаритной строительной техникой, которую при начале строительства необходимо не только доставить на участок, но и собрать, соблюдая все технологические нюансы.

Особенности доставки

Спецтехника для перемещения башенных кранов представлена специализированными тягачами, платформы которых бывают различной длины.

Перед транспортировкой следует подготовить площадку объекта:

  • Определиться с местом установки башенного крана, а также место его складирования и выгрузки после доставки (желательно, чтобы место выгрузки крана находилось в непосредственной близости от места монтажа башенного крана);
  • Произвести расчистку места выгрузки крана, места установки автомобильного крана для выгрузки частей башенного крана, а также подготовку подъездных путей к месту складирования.

Особенности монтажа

Монтаж башенных кранов требует от специалистов колоссальной ответственности, так как допущение ошибок и халатное отношение, чревато получением травм, повреждением металлоконструкций крана, сборкой крана с отклонением от требований инструкции по монтажу крана, предоставляемой заводом-производителем. После монтажа крана наличие дефектов сборки бывает не всегда приметным и выявляется уже на стадии пуска крана в эксплуатацию. В связи с этим стоит исключить риски возникновения аварийных ситуаций, тщательно соблюдая ряд требований на всех без исключения этапах.

Перед тем, как приступить непосредственно к монтажу крана, производятся работы по подготовке его основания в соответствии с Проектом на основание (фундамент) башенного крана. В зависимости от выбранного заказчиком способа установки и грузоподъемности крана это может быть:

  • подготовка основания и установка плит (например ПАГ), которые будут служить основанием для легких (грузоподъемность 4-5-6 тонн) башенных кранах, устанавливаемых на рамах и крестовинах с центральным балластом;
  • заливка фундамента с анкерными закладными, для стационарных верхнеповоротных кранов, монтируемых на анкерах;
  • заливка фундаментного основания под установку средних (грузоподъемность 8-10 тонн) и тяжелых башенных кранов, для их монтажа на опорных рамах;
  • подготовка рельсовых путей для башенных кранов, устанавливаемых на рамах с ходовыми тележками с возможностью перемещения крана по строительной площадке.

После готовности основания под установку крана можно приступать непосредственно к укрупнению (например, сборка стрелы крана необходимой длины, сборка противовесной консоли и т.д.) и монтажу башенного крана. Рассмотрим основные этапы монтажа верхнеповоротного башенного крана.

  • В первую очередь собирается мачта башенного крана, состоящая из отдельных секций. Размеры секций и способ их крепления между собой зависит от выбранной модели и производителя крана;
  • Вторым этапом является монтаж на мачту телескопической секции (если она предусмотрена заводом-производителем) и опорно-поворотного устройства (ОПУ) крана и кабина. В случае, если выбрана модель крана с оголовком, то на ОПУ устанавливается оголовок;
  • На следующем этапе устанавливается противовесная консоль с частичной, либо полной балластировкой (в соответствии с инструкцией завода-производителя);
  • После установки консоли вешается стрела крана. Сборка стрелы крана необходимой длины, в большинстве случаев, производится на земле, и стрела монтируется на кран уже в собранном состоянии.

По окончанию сборки крана наладчики производят настройку приборов безопасности и ограничителей грузоподъемности крана, после чего проводятся динамические и статические испытания крана. После того, как все приборы безопасности крана проверены и настроены можно приступать к телескопированию (наращиванию высоты крана). Увеличение высоты крана происходит при помощи так называемой «телескопической клети». Ее еще называют монтажной обоймой, телескопом, монтажной клеткой и т.д.

Телескопическая клеть оснащена гидроцилиндром и маслостанций. Принцип ее действия прост:

  • Телескоп одевается на мачту крана, поднимается вверх, опирается в телескопическую секцию и поднимает всю верхушку крана (ОПУ, стрелу и консоль) на высоту секции (обычно высота секции не превышает 3-6м.). В образовавшийся просвет кран самостоятельно подает новую секцию и монтажники ее надежно крепят к мачте, после чего операция повторяется вновь.

Специалистами, ответственными за установку, должен осуществляться строгий контроль каждого без исключения этапа монтажа и пуско-наладки. По окончанию монтажа выдается Акт монтажа крана и акт о проведение работ о пуско-наладке крана и настройки приборов безопасности крана.